У нас ученым становится любой
8 июня 2006 года

А почему такая, в сущности, ерунда должна помешать общественному признанию талантливого руководителя?! Вон Иван Ползунов был самоучкой, Иван Кулибин - тоже, и ничего. А что они в придачу к паровой машине и "коляске-самокату" не догадались изобрести себе какие-нибудь дипломы - так неважные они, значит, были изобретатели.

Но уж мало в какой сфере жизнедеятельности у нас такой простор для изобретательства, как в сфере истории. Ведь после того, что мы с этой историей сделали, ей уже практически нечего стесняться. И утверждение Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ темы диссертации "Становление и развитие заповедного дела в РТ во второй половине ХХ в." для агронома со средне-специальным образованием не в состоянии нанести сколь-нибудь заметного ущерба престижу татарстанской академической науки.

Шесть лет назад по рекомендации главы Спасского района Камиля Нугаева и с одобрения министра культуры Ильдуса Тарханова Рафаиль Махмутов был переведен на должность директора Болгарского музея-заповедника со столь же ответственного поста в местном хлебоприемном предприятии. По идее (точнее, по постановлению Минтруда РФ), директор музея должен иметь высшее образование и профильный стаж работы не менее трех лет, а что у кандидата - средне-специальное, не было ни для кого секретом. Но ведь что такое, в сущности, музей? Это же приемный пункт насущного хлеба истории! А уж Болгар, где был принят ислам, - это вообще стратегическое хранилище элитных семян татарской цивилизации.

Дела у директора Махмутова шли замечательно. Чего не скажешь о некоторых научных сотрудниках, которые, словно с какого-то перепуга, стали увольняться. Но однажды и с самим директором историко-архитектурного заповедника произошла мистическая история.

Жарким летом 2003-го директору явился некто среднего роста, плотного телосложения, лет около сорока. Сначала (как припоминал позднее Рафаиль Махмутов в беседе с сочувствующими слушателями из прокуратуры) это был всего лишь голос в телефонной трубке. Искуситель позвонил и предложил ему купить вузовский диплом всего за 14 тыс. рублей. Это не был, заметим, искуситель дремучего средневекового образца - о нет, спасский искуситель был типа бойкого "менеджера по продажам", он предлагал богатый выбор дипломов: сельскохозяйственный, строительный, технологический... и притом соглашался скинуть цену до 10 тысяч.

Каждый знает: оказать сопротивление такому типу невозможно. Директор согласился на встречу, в ходе которой и приобрел у искусителя свеженький диплом КГТУ номер такой-то по специальности "инженер-технолог". Затем тип сел в автомобиль "ВАЗ-2109" и растворился в неоглядных болгарских просторах со словами: "С этим дипломом проблем не будет". Словно издевался, нечистая сила.

Впрочем, поначалу это предсказание как будто сбывалось. С указанием своего высшего образования Рафаиль Махмутов победил на муниципальных выборах и был прикреплен к Институту истории им. Ш. Марджани АН РТ для подготовки и защиты кандидатской диссертации...


А дальше началось! Злые люди (не иначе как те самые, кто с какого-то перепуга вынужден был уволиться в благословенное время директорства г-на Махмутова) стали писать жалобы. Вот между делом в начале 2006 года в отделе кадров Минкульта РТ случайно и обнаружили, что в личном деле директора отсутствует копия диплома о высшем образовании (там ведь сидят формалисты, которые руководствуются соображениями не о насущном хлебе истории, а об обязательных квалификационных требованиях к директорам музеев). И Рафаиль Махмутов сдал копию "нехорошего диплома" в отдел кадров...

"Ага!" - сказали злые люди и потребовали возбуждения уголовного дела по статье за "использование заведомо подложного документа". Вот вам и "проблем не будет", ай да искуситель, ай да сукин сын!

К счастью, прокуратура Спасского района смогла разобраться в потусторонней специфике этой истории. Во-первых, выяснилось, что диплом с таким-то номером КГТУ вообще не выдавал (ведь нечистой силе, как известно, дипломов не выдают). Во-вторых, выяснилось, что непосредственно этот "заведомо подложный документ" директор Махмутов не использовал, а использовал лишь его копию, а про "использование копии заведомо подложного документа" Уголовный кодекс ничего плохого не говорит... Словом, в возбуждении уголовного дела было отказано.

Повлекла ли в итоге эта история явления мерзкого типа незапоминающейся наружности какие-либо неприятные последствия для директора музея-заповедника, спросила я вчера Рафаиля Махмутова. "Нет, я же никакой личной выгоды от этого не имел, - ответил г-н Махмутов. И с грустью добавил: - Что же поделаешь, раз дипломы у нас продаются...".

Прокуратура республики направила представление в Министерство культуры РТ с напоминанием, что по Трудовому кодексу договор может быть расторгнут работодателем в случае представления работником подложных документов или заведомо ложных сведений о своей квалификации. По неофициальной информации, в минкульте сформирована комиссия, которая займется научным изучением невероятной истории "Как директора бес попутал".

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"